История психологии
Возраст психологии как науки насчитывает
всего несколько веков, но предпосылки возникновения психологических знаний
появились очень давно. Первые представления о психике были связаны с анимизмом
(от лат. «анима» — дух, душа) — древнейшими взглядами, согласно которым
у всего, что существует на свете, есть душа. И живые, и неживые
объекты обладают ею, и в представлениях древнего человека даже дерево
или камни могли что-либо думать и чувствовать. В наше время также есть
сторонники такого подхода к миру: например, буддийские монахи стараются не помять
травинку, не убить комара, чтобы не уничтожить живую душу.
Позднее в философских учениях древности
затрагивались вопросы о душе как о некоей материи. Философы Демокрит,
Лукреций, Эпикур определяли душу как телесное образование, орган тела, состоящий
из мелких шариков-атомов.
Другие философы рассматривали душу как
нечто нематериальное. Платон считал душу чем-то божественным, отличающимся от тела,
и душа ест у человека до того, как рождается тело. Она есть часть
мировой души, начало незримое, но божественное и вечное. Душа призвана
управлять телом и напрвлять жизнь человека. Но иногда тело берет душу
в свои оковы, и тогда она становится такой же хилой, болезненной
и ленивой, как и изнуренное обжорством и страстями тело. Сократ и Платон
считали душу самым высоким, что есть в человеке и призывали заботиться
о ее здоровье больше, чем о здоровье тела.
Великий философ Аристотель в трактате
«О душе» выделил психологию как особую область знания и впервые выдвинул
идею о неразделимости души и живого тела. Душа, по его мнению, нематериальна,
но не существует отдельно от тела. Главная функция души — обеспечение
жизнедеятельности организма, управление его функциями. Центр, «психе», находится
в сердце, куда поступают впечатления органов чувств. Эти впечатления образуют
источник идей, которые, сочетаясь между собой в результате рассудочного мышления,
подчиняют себе поведение. Движущей силой поведения является стремление (внутренняя
активность человек), вызванное чувством удовольствия или неудовольствия. Чувственные
восприятия составляют начало познания. Сохранение и воспроизведение ощущений
дает память. Мышление характеризуется составлением общих понятий, суждений и умозаключений.
Особой формой разума является Нус — божественный разум, побуждающий человека
действовать по воле богов.Таким образом, первоначально психология зародилась
из философии (как науки о мире и человеке в нем) и выступала
как наука о душе.
В эпоху средневековья утвердилось
представление, что душа является божественным, сверхъестественным началом и может
изучаться лишь в рамках религии. Этим занимались богословы, священники, монахи —
только они имели доступ к книгам и трактатам о душе. К тому же,
они были самыми образованными людьми того времени, способными заниматься столь сложными
материями. А также они, будучи обеспеченными и сытыми, могли думать о душе;
крестьяне же, в поте лица добывающие свой хлеб и полуголодные, такими
вопросами не интересовались. Попытки обычного, светского человека проникнуть
в сущность душевных явлений рассматривались как кощунство, посягательство на божественный
замысел. Считалось, что таинства души можно постичь лишь в мистических опытах,
с соблюдением различных ритуалов, обрядов, заклинаний.
С XVII в. начинается новая
эпоха в развитии психологических знаний. Человечество осознало, что существует
два мира: есть то, что мы отражаем (объективная реальность) и то, что
мы познаём (психическая реальность) внутри себя. Сведения об организации
внутреннего целого постигаются лишь разумом, их нельзя познать органами чувств
подобно внешнему миру. К тому же то, как мы видим окружающий
мир, отличается от того, каким он есть на самом деле. Попытки осмыслить
душевный мир человека привел к возникновению понятия сознания как способности
думать и чувствовать. Развитие естественных наук позволило с помощью опытно-экспериментальных
методов изучать закономерности сознания. Однако, эксперименты тогда еще применялись
редко, и господствовало стремление осмыслить душевный мир человека идеалистически,
с общефилософских умозрительных позиций, не подкрепляя их данными
экспериментов. Именно тогда возникает встает один из основополагающих вопросов
психологии, не до конца изученный и по сегодняшний день: как
связаны между собой телесные (физиологические) и психические (душевные) процессы
в человеке? Философ и ученый Рене Декарт пришел к выводу о различии
души и тела человека: «тело по своей природе всегда делимо, тогда как
дух неделим». Однако, душа способна производить в теле движение.